Ара-Губа

Залив Благоденствия у Баренцева моря — лучшее место на Земле

  • Люди
    • Военные строители
    • 130 бригада ПЛК
    • Подводники
    • Гидроспецстрой (ГСС)
  • Фотоальбомы
    • Ара-Губа
    • Видяево
    • Килп-Явр
  • Краеведение
  • Новости Северного флота
  • Авторы
    • Иван Дерксен
    • Николай Семёнов
    • Павел Вишняков
    • Николай Шевчук
    • Михаил Кузнецов
    • Вячеслав Бирюков
    • Никита Трофимов
    • Ренат Мустафин
    • Вениамин Чукалов
  • О сайте

Опубликовано: 24/05/2016
Автор: Иван Дерксен

Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты! (часть пятая)

Авторский сборник армейских воспоминаний Ивана Дерксена

Интересные, весёлые, печальные, а также опасные случаи из моей армейской жизни в Заполярье, в Ара-Губе, в/ч 11767 (с декабря 1977 года по декабрь 1979 года)

Золотая жила

Был конец февраля 1978 года, шёл третий месяц моей службы в Ара-губе, в в/ч 11767.

За это время я побывал на различных строительных объектах. Сразу после присяги, в начале декабря, нас стали возить с карантина в Видяево, где мы ковырялись в мёрзлой земле в огромных котлованах, в которых позже стали строить пятиэтажки. Через пару недель нас перебросили к «проходке» на причалы, где мы пробыли до конца января.

В первых числах февраля я попал на «Золотую жилу». Такое прозвище получил новый стройобъект, находившийся за расположением наших соседей-моряков. Было запланировано проложить новый трубопровод от ближнего озера, находившегося между сопками. Нашим «оружием» были ломики да лопаты, «бери больше, кидай дальше, пока летит — отдыхай».

Первым действием нашей бригады было очищение от снега одного участка, который находился у подножия сопки. Эта работа была не пыльной, даже было очень интересно. Снег был в том месте слежавшимся, мы его нарезали лопатами кубиками и кидали подальше в стороны. До земли местами было от двух до трёх метров. Получился красивый, длинный туннель в снегу.

После того, как мы справились с этой задачей, нас перебросили поближе к озеру, где уже была траншея в земле. Нашей бригаде выделили определённый участок и «вперёд на мины»… Эта работа была намного тяжелей, ковыряться в мёрзлой грязной земле и выкидывать её наверх — было очень утомительно…

Нашим утешением было то, что нашим бригадиром был «добрый дедушка», который относился к нам доброжелательно! Он нас не унижал, не гонял и делал частые перерывы для отдыха. Как-то в очередной раз пришёл наш прапорщик для контроля, который периодически проводился на всех объектах.

У меня к тому времени назрел один вопрос, который я и задал ему: «Товарищ прапорщик, почему мы эту работу делаем вручную, ведь пара экскаваторов прорыли бы эту траншею за короткий срок?»

Прапорщик, улыбнувшись, ответил: «Да, ты прав, но в этом деле есть нечто очень важное — наша часть находится на хозрасчёте. Ваше обмундирование, питание и прочее, стоит денег, которые вам нужно зарабатывать. А насчёт экскаватора есть такая поговорка — два солдата из стройбата заменяют экскаватор. Так что ребята, трудитесь, отрабатывайте денежки, потраченные на вас!»

После ухода прапорщика наш бугор сказал следующее: «Ребята, у нас тут идёт учёт не на рубли и кубометры, а на сутки, каждый новый день приближает нас к дембелю! За эту работу платят копейки за норму, так что не надрывайтесь, при начальстве делаем рабочий вид, а потом день до вечера».

Кроме работы, мы занимались различными делами, даже на лопатах катались с горки. Мы забирались на верх сопки, покрытой снегом, садились на лопату, задрав ноги вверх, наклонялись назад и, держась за черенок, неслись вниз с радостными криками! Мы вели себя как дети, вспоминая былые времена на гражданке!

Как-то во время отдыха бугор сказал, что тут недалеко, на склоне сопки находится пулемётный дзот, со времён Великой Отечественной войны. Получив точные координаты, мы по очереди, с его разрешения, сходили к дзоту. Расположение дзота было незаметным; когда я забрался вовнутрь, то увидел на стенах и дверях много надписей — видимо все солдаты, побывавшие сдесь до меня, оставили свои данные, что и я сделал с большим удовольствием!

В конце февраля мне очень повезло, меня перевели на новую работу, в гараж ГидроСпецСтроя. Меня приняли на должность автослесаря, чему я был очень рад! В гараже ГСС я проработал около года — автослесарем, диспетчером и шофёром.

Конец.

В дополнение: фотография сопки с дорогой к «Золотой жиле» сделана Вениамином Чукаловым 26 июля 2015 года.

Дорога по склону сопки к «Золотой жиле»
Дорога по склону сопки к «Золотой жиле»

Примерное расположение упомянутого Иваном дзота на склоне сопки.

ivan-derksen-goldmine-dzot

В дополнение: этот дзот найден в августе 2017 года, фотография сделана Вениамином Чукаловым 24 августа 2017 года.

Ара-Губа, старый дзот на восточном берегу
Ара-Губа, старый дзот на восточном берегу

Дополнение от Ивана Дерксена (29.11.2019):

«В моём рассказе «Золотая жила» я написал, как мы с сопок катались на лопатах! Так вот живой пример того, как это делается!

Увидев это видео, я вспомнил, как катался на лопате с сопок Заполярья, в Ара-Губе, в феврале 1978-го года, вместе с моими сослуживцами! Конечно, мы не съезжали с профессионального катка, а только с сопки и не на такой скорости, но это было тоже очень здорово!»

Купленная «парадка»

Каждый солдат на втором году службы начинал готовиться к дембелю!

Самыми важными вещами были шинель, парадный китель, штаны и ботинки; остальные вещи можно было без проблем получить в ротной каптёрке. Все эти вещи мы, молодые солдаты, привезли с собой в часть из Североморска, где нам всё выдали перед началом службы.

В карантине нам приказали написать хлоркой наши фамилии и имена с внутренней стороны на шинелях и кителях.

Иван Дерксен в парадной форме
Иван Дерксен в парадной форме

На первое мая 1978 года нам впервые выдали парадную униформу и никто из молодых солдат не получил свою личную подписанную парадку — мы получили потрёпанные, ношеные кителя и шинели… Оказалось, что наше новое парадное обмундирование получило «ноги», его себе забрали «дедушки», идущие на дембель…

Ранней осенью 1979 года я решил, что пора начинать готовить «парадку» к дембелю. У сержанта-каптёрщика я купил хороший парадный китель, шинель и уже «форсированные» ботинки с набитыми каблуками. Рубашку, ремень и галстук получил в придачу.

Все эти вещи я унёс на гражданскую общагу, к моему коллеге по работе в гараже ГСС, где потихоньку всё подогнал и подготовил. Штаны клёш я купил у одного сослуживца, офицерскую шапку мне продал один прапорщик. Таким образом, моя «парадка» была укомплектована. Значки и самодельные погоны «СФ» было уже мелочью.

Ну вот вроде бы и всё о моей «парадке». Очень жалею, что не сохранил хотя бы китель, сейчас было бы интересно для детей и внуков!

Конец.

Иван Дерксен
Падерборн, Германия.
Март 2016 года.

Раздел: Военные строители, Иван Дерксен

Поделиться этой страничкой в социальных сетях:

Поиск по сайту:

Новое на сайте:

  • Об Ирзе 01/01/2023
  • Возвращение «Тамбова» 23/12/2022
  • «Даниил Московский» — последний поход 15/11/2022
  • На переходе 07/11/2022
  • Северная природа, август 2016 года (часть первая) 24/05/2022
« И вновь 21 мая (2016)
Совещание в кают-компании »

Люди

  • Военные строители
  • 130 бригада ПЛК
  • Подводники
  • Гидроспецстрой (ГСС)

Авторы

  • Иван Дерксен
  • Николай Семёнов
  • Павел Вишняков
  • Николай Шевчук
  • Михаил Кузнецов
  • Вячеслав Бирюков
  • Никита Трофимов
  • Ренат Мустафин
  • Вениамин Чукалов

Ссылки

  • Ара-Губа в Википедии
  • Видяево (пункт базирования)
  • Видяево в Википедии
  • Видяево.ру
  • Группа «Ара-Губа» в «Одноклассниках»
  • Килп-Явр в Википедии
  • Храм-памятник в честь святителя Николая Чудотворца

© 2023 · Ара-Губа.ру ·