Вспоминает Вячеслав Викторович Романов, сын краснофлотца Романова, памятник которому находится в Ара-Губе.
* * *
В последний раз Вячеслав Викторович Романов видел своего отца в три года, в 41-м.
— Мать с бабкой как-то там «нахимичили», — улыбается, вспоминая.
— Оформили телеграмму-вызов в часть Северного флота, где отец воевал, написав, будто мама его умерла. Папу отпустили на 10 дней.
Возвращаясь в Полярный, отец оставил сыну бескозырку. Она будто стала путеводной нитью в жизни: когда пришло время определяться с профессией, Вячеслав стал военным моряком.
И когда уже служил на Севере, в Музее Северного флота случайно узнал своего отца на общем снимке подводников. С этого и начались поиски.
Выяснил, что из дивизиона подлодок отец добровольно перешёл в разведгруппу Леонова. В начале 60-х Вячеслав нашел единственного, кто остался в живых из той группы, — старшину 2-й статьи Черепкова.
Тот и рассказал, как в апреле 42-го при переходе из района Западной Лицы их «накрыли» немцы. Виктор Романов был тяжело ранен. Товарищи донесли его на плащ-палатке до Ара-Губы. Сюда за ними из Полярного должен был прийти катер.
Появись он вовремя, может, все и было бы по-другому…
— Но катер задержался. И отец погиб.
Где именно в Ара-Губе похоронили Виктора, Черепков не успел показать: умер. Два года Вячеслав искал захоронение…
Он и не мог представить, что вот-вот будет стоять возле могилы отца, не зная о ней:
— Когда в Ара-Губу перебазировалась 130-я бригада второй дивизии кораблей противолодочной обороны, я был там. И стоял у груды камней около причала…
В этих камнях моряки бригады нашли медную табличку. На ней зубилом было выбито: «Здесь похоронен краснофлотец Виктор Кузьмич Романов…».
Через военкомат стали искать родственников…
Когда комсорг 130-й бригады Васьков привез Вячеславу эту табличку, у того аж дыхание перехватило.
— А над могилой моряки установили памятник — бетонную пирамиду с фотографией, — вспоминает Романов-младший. — Перед могилой отца моряки присягу принимали [речь идёт о 1960-х годах, о первом варианте памятника, затем в 1970-х был второй вариант, сейчас стоит третий — примечание редакции сайта Ара-Губа.ру].
Но в девяностых 130-ю расформировали и место это забросили. Цемент на надгробии потрескался, металлические буквы ободрали на металлолом. Хорошо, барельеф в музей забрали.
Но теперь, спасибо связистам, их часть чуть подальше стоит, да мэру Видяева, могилу в порядок привели..
Источник:
«Комсомольская правда — Мурманск», выпуск №81 от 5 мая 2005 года