Из книги Вячеслава Владимировича Бирюкова «Неизбежность прошлого» про 130 бригаду противолодочных кораблей в Ара-Губе.
(продолжение, начало в “Предисловие или несколько слов в оправдание”, “Среда обитания”, “Линия жизни, первые штрихи. Судьба.”, “Зачем мне это” и “Перебазирование кораблей 130 бпк, Атрек”)
* * * * *
Подводником я почувствовал себя сразу, в декабре 1962 года, когда, спустившись через рубочный люк по длинному вертикальному трапу, ступил на палубу центрального отсека, и вдохнул насыщенный металлом, испарениями из аккумуляторной ямы и чем-то ещё воздух подводной лодки «С-212».
Ощущение принадлежности к противолодочникам пришло с большой задержкой.
Рассмотреть и осмыслить целое трудно за обманчивой важностью мелких повседневных забот. Плохо организованные ежегодные стажировки на надводных кораблях, где курсанты привлекались в основном для изготовления плакатов к политзанятиям и оформления ленинских комнат, никак не соотносились с назначением корабля.
Корпоративная гордость офицеров-подводников за принадлежность к конкретному классу кораблей, усиленная всенародным уважением к героической профессии, имела место в основном на подводных лодках. Офицеры, служившие на тральщиках, десантных и противолодочных кораблях, эскадренных миноносцах были просто корабельными офицерами.
Понимание своей миссии пришло с опозданием на два с лишним года, уже в должности помощника командира корабля через освоение «Руководства по противолодочной подготовке», и отработку соответствующих задач. Теория закреплялась в море практикой поисковых действий, слежением за «живыми» подводными лодками и практическими стрельбами с применением противолодочного оружия.
Все это складывалось в систему, главными элементами которой были командные пункты, связь, корабли, противолодочная авиация, стационарные средства гидроакустического наблюдения, учебные заведения ВМФ, люди и документы. Цель функционирования упомянутой системы – максимально снизить эффективность действий подводных лодок вероятного противника.
Спуск на воду в 1954 году первой в мире американской атомной подводной лодки (пла) «Наутилус» и её последующие испытания подтвердили факт появления по-настоящему подводных кораблей со всеми вытекающими для нас проблемами поиска иголки в стоге сена или чёрной кошки в чёрной комнате. Началось быстрое наращивание численного состава американских пла и их боевых возможностей – процесс, в ходе которого появился новый класс кораблей – подводные лодки с баллистическими ракетами (по американской классификации SSBN). Осенью 1960 года первая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (пларб) “Джордж Вашингтон” вышла на боевую службу в Северной Атлантике с 16 баллистическими ракетами Polaris A-1.
Из этих районов «убийца городов» могла достать до столицы боезарядом мощностью 600 кТ. Главная угроза с сухопутных направлений переместилась в океан.
А в это время стоящий у руля государства первый секретарь ЦК КПСС СССР, Председатель Совета Министров СССР, Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического труда Никита Сергеевич Хрущев активно обесценивал и «доистреблял» позитивные, первоначально, итоги своей деятельности, результативно и с размахом громил военно-морской флот, закрывая военно-морские училища, сокращая численность личного состава, отправляя боеготовые корабли, в том числе почти достроенные, со стапелей на металлом. В «творческом порыве» им же была похоронена идея строительства авианосцев, остановлено развитие корабельной артиллерии, прекращены работы по исследованию путей снижения физических полей и развитие соответствующих средств. Едва наметившиеся положительные сдвиги в строительстве флота глушились разрушительными последствиями непродуманных решений.
Спасти надводный флот от его полного разгрома помогли наши вероятные противники, развернув против СССР к середине 60-х годов четыре эскадры атомных подводных лодок, чем вынудили советское руководство изменить взгляды на состав и оперативное построение сил противолодочной обороны, принять соответствующие кораблестроительные программы.
В ответ на угрозу с моря предполагалось строительство кораблей океанской зоны: противолодочных крейсеров проекта 1123, серии больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 61. В 60-х годах эта программа была реализована, в это же время введена новая классификация противолодочных кораблей, которая включала в себя 4 класса: противолодочные крейсеры, большие противолодочные корабли, сторожевые корабли и малые противолодочные корабли.
В июне 1959 года для борьбы с подводными лодками НАТО в районах несения ими боевой службы в составе эскадры СФ на базе 2-й дивизии крейсеров было создано соединение кораблей, управление которого в 1961 году переформировано в управление кораблей противолодочной обороны. Первым командиром дивизии был контр-адмирал Юдин Андрей Афанасьевич, расформировывал дивизию её последний командир капитан 1 ранга Ирза Евгений Иванович.
По законам гонки вооружений вырвавшаяся вперед сторона стремилась закрепить успех. Американцы ввели в строй пятую пларб в апреле 1961 года, когда 130 бпк вошла в состав дивизии.
Рождение и становление 130 бпк связано с кораблями проекта 159, точнее с массовым строительством этих кораблей. Первые 2 корабля (СКР-47 и СКР-26) пришвартовались к причалам Североморска в декабре 1962 года.
Все эти события пролетали где-то очень далеко и ничего не изменили в жизни ученика 9 класса, мне исполнилось 16, до выпуска оставался год (в то время школьная программа была рассчитана на 10 лет). Время заметно ускоряло свой бег и я всё чаще задумывался о том, что делать дальше, никак не связывая эти размышления с гонкой вооружений и соревнованием двух систем.
К концу 1963 года, когда левый рукав форменной одежды автора, курсанта 1 курса, украсила одинокая курсовка, Северному флоту от промышленности был передан пятый корабль, в их числе сторожевые корабли 47, 26, 9, 22, 33, все проекта 159.
Спустя пять с небольшим лет, весной 1968 года, назначенные на 130 бпк для прохождения преддипломной практики курсанты пятых, выпускных курсов высших военно-морских училищ, были распределены уже на 10 кораблях проектов 159 и 159А.
Эти корабли могли самостоятельно и во взаимодействии с другими кораблями, самолетами и вертолетами действовать в прилегающих к главной базе Северного флота районах Баренцева моря. Они стали реальной угрозой для подводных лодок вероятного противника, которые теперь не могли там находиться безнаказанно.
Вместе с тем новые корабли, не имея зенитных ракетных комплексов, не могли действовать за пределами возможностей береговых средств ПВО. Эти возможности заканчивались где-то на рубеже мыс Нордкап – остров Медвежий.
Расположенные около меридиана 20 градусов восточной долготы, выступающие части прибрежных мысов норвежского берега Скандинавского полуострова (самая северная точка мыс Нордкап) и находящихся к северу от него остров Медвежий и ещё севернее острова Шпицберген, сжимали пространство Норвежского моря, затрудняли прокладку маршрутов развертывания подводных лодок Северного флота, и были нашпигованы американскими стационарными средствами обнаружения. Для обеспечения развертывания подводных лодок и преодоления ими противолодочного рубежа, привлекались и корабли 130 бригады.
Командиры кораблей, несущих боевую службу на этом рубеже знали, что через 7-10 минут после начала боевых действий в них полетят управляемые крылатые ракеты «Булпап», реактивные и обычные авиабомбы с самолетов «Ф-5», крылатые ракеты «Пингвин» с ракетных катеров Норвегии, а с 1977 года и крылатые ракеты «Гарпун» с американских носителей. Две спаренные артиллерийские установки – всё, чем мог ответить СКР 159 проекта, что в математическом выражении было гарантированным его уничтожением. Второе поколение – корабли проекта 1135 могли продержаться дольше, но с тем же конечным результатом.
Противолодочных крейсеров, предназначенных дл действий в этих районах, Северный флот не имел. Основным родом сил ВМФ, способным противостоять атомным подводным лодкам США и НАТО в районах их боевого патрулирования, становились противолодочные (многоцелевые) атомные подводные лодки (пла).
В итоге в зоне ответственности флота выделили её дальнюю часть, где могли действовать наши многоцелевые подводные лодки, всё остальное стало зоной совместных действий разнородных противолодочных сил флота (РПЛС), а их организационной основой 2 дивизия, имевшая в своем составе две бригады противолодочных кораблей, и в том числе 130 бпк.
Противолодочные корабли с первых дней столкнулись с ограниченными возможностями корабельной акустики. Небольшими дальностями обнаружения и поддержания контакта с подводной лодкой (дальность обнаружения станциями кругового обзора при хорошей гидрологии не превышала 10–12 кабельтовых), трудностями классификации цели, отсутствием функции накопления информации об отраженном сигнале.
Всё это давало большие преимущества подводной лодке в дальности обнаружения.
Лучшим средством устранения этого преимущества были вертолёты с опускаемой гидроакустической станцией. Вначале берегового базирования, а потом, когда в составе дивизии появились большие противолодочные корабли проекта 1155, и корабельные.
В ходе боевой подготовки складывалось понимание перспективы, и намечались пути решения проблем: как добиться результатов от того, что есть, как готовить специалистов и поддерживать их навыки и другие. Появились и специалисты – мастера своего дела, способные «выжать» из этой техники всё.
Наукой и промышленностью проводились изыскания и работы по совершенствованию гидроакустических средств. Создавались, испытывались и доводились новые гидроакустические комплексы(СКР-98 – ГАС “Бронза”, СКР “Жаркий” – ГАК “Звезда М1”, СКР-26 – ГАС “Вега”, СКР-17 – ГАС “Аврора-Руза Н”). Наращивались усилия в области неакустических средств обнаружения.
Но сил для наблюдения и контроля за деятельностью пла вероятного противника в районах их патрулирования и на маршрутах развертывания не хватало. Дефицит сил и средств в какой-то степени компенсировали организационными мерами.
Всем кораблям и судам СССР при нахождении в море вменялось в обязанности при обнаружении признаков подводных лодок доносить об этом на свои командные пункты.
Главком ВМФ потребовал от противолодочников знания основ распространения звука в воде, особенностей гидрологии районов действий. Эти вопросы были включены в программы обучения в ВМА и военно-морских училищах. Командиры кораблей и соединений, при подтверждении допуска к управлению, должны были показать знания «тонкой структуры океана».
В начале 70-х годов в боевую подготовку одиночных кораблей, соединений и разнородных противолодочных сил (РПЛС) был внедрен курс противолодочных задач (ПЛЗ), который я осваивал в должности помощника командира корабля, разрабатывая планы многочисленных учений и тренировок.
Одним из главных условий успешности отработки противолодочных задач новые документы определяли минимально необходимое для одиночного корабля число часов контакта с «живой» подводной лодкой.
В это же время на флоте завершено формирование системы дежурства противолодочных сил, ориентированной на массированные первоначальные действия авиации кораблей и подводных лодок, в случае обнаружения иностранной пла в прибрежной зоне ответственности флота.
От бригады по графику в состав дежурных противолодочных сил флота выделялись командир сил поиска (командир бригады или начальник штаба), группа из 2-3 кораблей и группа управления из офицеров штаба бригады. Заступившим на дежурство устанавливалась минимально возможная готовность к выходу. Сход на берег офицеров и мичманов группы управления и дежурных кораблей прекращался.
Установленный по форме сигнал об обнаружении иностранной подводной лодки мог дать любой корабль ВМФ, гражданское судно или береговой пост наблюдения. При получении такого сигнала командир сил поиска принимал управление разнородными противолодочными силами (РПЛС), дежурные корабли экстренно выходили в море, и максимально возможным ходом следовали в район обнаружения, штаб контролировал и корректировал действия авиации и других противолодочных сил.
Штаб бригады, командиры кораблей, офицеры в ходе отработки противолодочных задач, выходов по сигналам об обнаружении иностранной подводной лодки, накапливали опыт управления РПЛС и действий в их составе.
Контролировал подготовку противолодочных сил и их действия по сигналу отдел противолодочной борьбы штаба флота. Капитан 1 ранга Коскин Виталий Алексеевич, бывший флагманский минер 130 бпк, наш куратор от штаба флота, офицер, глубоко преданный своему делу, в числе первых приходил на вернувшийся с боевой службы или участия в поиске корабль, чтобы ознакомится с отчетными материалами. По его оценкам формировалось мнение командования флота об эффективности и качестве нашей работы.
Часто эти оценки доходили до нас в виде приказов командующего флотом «О наказании виновных». Выраженная в таком виде активность офицеров отдела ПЛБ порождала нервозность и подстегивала воображение неподготовленных наблюдателей. Сигналы об обнаружении, большинство из которых были ложными, посыпались как из рога изобилия, по нескольку в день. Не успевали силы поиска вернуться в пункты базирования, как новый сигнал гнал их в море. Это изматывало силы, снижало их способность действовать в случае реального обнаружения.
Так продолжалось до тех пор, пока очередным приказом командующий флотом не снял с должности командира мпк за применение РБУ по появившемуся вдруг почти на восточном берегу острова Рыбачий «перископу». После этого число случаев обнаружения иностранных пл резко сократилось.
Роль 130 бпк, как базового элемента в системе противолодочной борьбы флота многократно подтверждена десятками успешных выходов РПЛС по сигналам об обнаружении иностранных подводных лодок и слежения за ними, опытом уникальной работы по перекрытию рубежа Нордкап-Медвежий линией гидроакустических буев и длительному и результативному наблюдению за их работой, итогами инспекторских проверок и учений, неоднократно завоёванными призами Главнокомандующего ВМФ.
Несовершенство корабельной гидроакустики перекрывалось накопленным опытом, азартом, нестандартными решениями и неожиданными для условного или настоящего противника способами действий.
Атмосферу этой работы на основных этапах со штурманской точностью, вниманию к мелочам и уважению к противолодочникам передает Павел Вишняков, бывший в то время флагманским штурманом 130 бпк, в своём рассказе «О поиске подводных лодок».
В одном из своих рассказов он описывает случай обнаружения кораблями бригады подводной лодки в ходе поисковых действий и слежения за ней в течении нескольких часов. Событие невероятное с позиций теории вероятностей. В численном выражении, вычисленном по формулам Е. С. Вентцель и многократно проверенным – сотые доли.
«Если стандартно мыслить».
Мягко обозначив выделенным подчинительным союзом ноту сомнения в научнойдостоверности математического аппарата Елены Сергеевны, Павел Вишняков, вероятно, не желая расстраивать Е. С. невероятным, отвергающим её теорию результатом поиска, на этом обрывает свой рассказ.
Однако успех поисковых действий с применением нестандартного мышления объяснить можно формулой голландского ученого из 15 века – Эразма Роттердамского – далёкой от математического аппарата теории вероятностей «Чаще всего побеждает тот, кого не принимали всерьёз». Думаю, что теория вероятностей могла бы более объективно отражать действительность, если бы в ней нашла место в математическом выражении эта формула.
При сегодняшних составе сил флота, состоянии средств обнаружения, оборудовании театров военных действий, соотношении сил, их оперативном построении задача уничтожить подводные лодки, угрожающие объектам внутри страны, к началу войны, для чего в мирное время их обнаружить и установить за ними надежное слежение не решается. По крайней мере традиционными методами: неподъёмно велик район поиска при несоизмеримо малом составе и мизерных возможностях противолодочных сил. Это утверждение в равной мере относится и к американским ВМС.
Возможно, американцы нашли выход, отказавшись от глобальных систем типа SOSUS. Разработанная ими концепция системы освещения подводной обстановки (СОПО), решает проблему «бескрайности морей», путем создания в оперативно важных районах мирового океана локальных зон освещенности подводной обстановки.
Возможно, именно об этих системах идет речь в заявлении, сделанном в беседе с журналистами ведущего норвежского издания Norway News, командующим ВМС США в Европе и Африке адмиралом Фогго, во время проведения осенью 2018 года беспрецедентно масштабных учений в Норвежском море. О том, что они видят все наши подводные лодки с точностью до метра в реальном масштабе времени. Адмирал, естественно, ни словом не обмолвился о силах и средствах, дающих такой феноменальный результат.
Видимость достоверности этому заявлению придают сообщения о якобы имевших место выводах «группы офицеров Северного флота» (?), которые наложили кальку с полёта норвежского «Ориона» во время флотских учений на маршруты наших подводных лодок. При этом, все повороты «Орион» выполнял точно над нашей подводной лодкой, где сбрасывал гидроакустический буй.
Скорее всего это фейк. Но если факт подтвердится, придётся признать, что либо СОПО в оперативно важных районах уже развернуты, либо американцы владеют технологиями обнаружения подводных лодок и наблюдения за ними, о которых мы мало знаем. В том числе технологий космических, использующих не только поле шумности, но и другие физические поля (всего их у подводной лодки более 30). Возможности незаметно оборудовать СОПО в районах, прилегающих к основным пунктам базирования подводных лодок во времена, когда российский флот стоял в очереди на утилизацию и укреплял воинскую дисциплину, у американцев были.
Однако и в этих условиях наши американские коллеги явно завышают свой потенциал, обещая мгновенно уничтожить все российские подводные лодки. Оценить правомерность таких заявлений на сегодняшний день можно только с помощью математического аппарата Елены Сергеевны Вентцель. Практика, как полигон для оценки реальности такого исхода, отсутствует.
За весь послевоенный период не было случаев применения противолодочного оружия по подводным лодкам в условиях реального противоборства. Война Англии с Аргентиной в 1982 году могла обогатить военную науку таким опытом. Противоборствующие стороны в своем составе имели подводные лодки и корабли с противолодочным оружием. Однако единственный успешный торпедный залп тремя торпедами с английской подводной лодки по аргентинскому крейсеру с дистанции 10 кабельтовых, только запутывает теорию простым вопросом. Почему на этой дистанции лодку никто не обнаружил?
Решение проблемы обнаружения подводных лодок в большинстве доступных публикаций связывают с радиолокацией, точнее, с её возможностями «видеть» след подводной лодки. История с применением радиолокации для обнаружения подводных лодок повторяется. Опыт их массового применения Германией во II Мировой войне на коммуникациях в Северной Атлантике уже тогда показал, насколько несостоятельны были планы Гитлера задушить британские острова в кольце морской блокады действиями только «волчьих стай».
Британской стороной был нанесен сокрушительный удар в самое чувствительное место этого проекта – скрытность подводных лодок, которой их частично лишили англичане, применив радиолокацию. Дизельные пл, всплывая на подзарядку, становились легкой добычей противолодочной авиации англичан.
Атомные подводные лодки вернули себе скрытность, став по–настоящему подводными.
А борьба за преимущества в системе скрытность пл – возможности средств поиска с высокой интенсивностью, характерной для процессов, в которые противоборствующие стороны вкладывают огромные ресурсы – идёт по законам диалектики. Финишем в этой гонке будет событие, после которого все дальнейшие усилия станут абсурдными. Таким финишем в борьбе брони и снаряда стало принятие на вооружение ракетного оружия. Участники гонки, остановившись и отдышавшись, признали, что нет такой брони, которая выдержит взрыв крылатой ракеты или мощной авиабомбы. Количество переросло в качество.
До финишной черты в противостоянии противолодочных сил с подводными лодками ещё далеко, наоборот, интенсивность, масштабы и темпы этой гонки набирают обороты. Но успехи эволюции средств обнаружения подводных лодок, наличие которых отрицать бессмысленно, постепенно лишают их основного преимущества – скрытности и, как это не грустно признать, противолодочники теряют своего основного противника.
Потеря скрытности в конечном итоге сделает подводную лодку дорогой и бесполезной игрушкой. Случится это, конечно не сегодня. Ещё не исчерпаны ресурсы повышения скрытности подводных лодок за счёт увеличения глубины погружения, оптимизации формы и материала винтов и корпуса, применения средств РЭБ и других мер и средств, но тенденция набирает обороты. Финал её очевиден, это вопрос времени.
Возможно, СКРы проекта 1135 были последними акцентированно противолодочными кораблями, а наше поколение моряков – последними противолодочниками. Никто в случае реального столкновения не позволит проводить чисто противолодочные действия и операции без соответствующих усилий по ПВО, противоминной, противодиверсионной обороне, радиоэлектронной борьбе, информационной поддержки, поддержки из космоса.
Проведение действий, которые мы раньше классифицировали как поисковую противолодочную операцию, может потребовать таких усилий и ресурсов на прикрытие сил от угроз из всех сфер, что чисто противолодочные задачи отодвинутся из приоритетных, сравнявшись по статусу со всеми другими.
Возможны и другие варианты эволюции сценариев противоборства. Один из них – увеличение возможностей средств ПВО, противоминной и противоторпедной защиты до уровня гарантированного уничтожения оружия подводных лодок (крылатых ракет, торпед, мин и т.п.) после его выхода из носителя. Если в будущем такие средства появятся, то борьба с подводными лодками станет неактуальной. Мы же не говорим о действиях против фрегатов или о борьбе с тральщиками.
Вражеская сила, как сказочный змей с бесчисленным числом голов, будет агрессивно и осмысленно действовать всеми головами в нападении или отбиваться в обороне, а для борьбы с этим змеем нужны универсальные корабли. Точнее группы кораблей с минимальным набором исходных качеств, нейтрализующих основные угрозы, и возможностью взаимодействовать с силами и средствами во всех сферах, быстро наращивать актуальными модулями для повышения боевой устойчивости, ударной мощи и надежности решения конкретных задач.
Соревнование скрытности подводных лодок с возрастающими возможностями средств их обнаружения обостряется, принимая формы, далекие от работ по изучению физических полей, и совершенствованию средств их обнаружения.
Самый результативный сценарий уничтожения своих подводных лодок был найден в сфере политики. За время перестройки выведены из состава боеготовых сил ВМФ РФ более 200 подводных лодок, в основном, атомных. Таких результатов никакой радиолокацией и всеми другими способами не добиться.
* * *
Продолжение следует.